14. Исторические заметки. Своеобразие архитектуры неоклассицизма в городе Магнитогорске.

 Архитектура - это отражение истории страны, её политических, экономических, социальных и многих других процессов. Архитектура меняется вместе с изменением общества, в пространственно-временных рамках, отражая социальную структуру общества. ХХ-столетие - эпоха постоянных изменений и потрясений в жизни России, что, естественно, нашло отражение в отечественной архитектуре.

   Город Магнитогорск стал символом революционного переустройства общества, яркимотражением политики советского государства. Проектировали город такие архитекторы как Э. Май, А. Оль, Е. Левинсон, Г. Симонов как экспериментальную площадку для воплощения советской идеологии. Однако, после 1932 года, было официально разрешено только одно направление, ориентированное на исторические традиции классицизма.

    Современная архитектурная наука проявляет повышенный интерес к архитектуре 30-50х годов ХХ века. Особенно начинают привлекать внимание постройки неоклассицизмаэтого периода, возведенные в небольших провинциальных городах, таких как Магнитогорск. Это связано с тем, что архитектура таких небольших городов изучена недостаточно. Архитектура Магнитогорска периода 30-50х годов развивалась не только под воздействием общих идеологических, социально-политических, экономических факторов, влияния центра, но и региональных условий.
 Начало неоклассического направления советской архитектуры наглядно демонтстрируется в застройке жилых кварталов города Магнитогорска, расположенных на Уральской улице и с обеих сторон улицы Комсомольской. Архитекторы И. Метт и Т. Бутаева разрабатывали фасады жилых домов по примеру классической русской архитектуры.

  Если на улице Комсомольской жилые дома объединены в единый ансамбль рустовкой первых этажей и классической строгостью верхних, то ближе к улице Ломоносова, которая расположена параллельно улице Комсомольской, те же архитекторы перевели фасады зданий в ампирную трактовку, дополнив их многочисленными тонко проработанными деталями. 

 

  Однако расцвет неоклассицизма в понимании магнитогорских архитекторов был достигнут при проектировании главной магистрали северной части правобережья - проспекта Металлургов. Архитектура этой части города явилась ярким отражением теоретических направлений советского неоклассицизма. Гигантские темпы и масштабы нового строительства в послевоенный период были продиктованы, в том числе, и победой советского государства в Великой Отечественной войне. Поэтому не случайно в это время архитекторы обратились к образам Рима и эпохи Возрождения. Архитекторы осваивали трубы Витрувия и Леон-Баттисты Альберти, Палладио и Росси, Кваренги и Баженова. Вновь пересматривались классические композиции, копировались трехлучевуе схемы Петербурга и замыкание улиц доминантами зданий, хорошо просматриваемых в створе.



   Стиль, расцвет которого пришелся на годы массового послевоенного строительства, вошёл в историю как социалистический неоклассицизм. Обилие и разнообразие архитектурных деталей, элементов декора создает насыщенный эмоциональный фон в восприятии. Отличительной чертой применения классических архитектурных форм в эти годы становится их нарочитое упрощение, что способствовало монументализации архитектурного образа. Колонны теряют энтазис, а иногда и капитель, пропорции ордера утяжеляются, а композиции в целом приобретают членения крупного масштаба. Это черты неоклассицизма 30-х годов прошлого века. Уличные фасады, оболочка домов контрастируют с дворовыми. На уровне пластики зданий принципы неоклассицизма наиболее ярко проявились в деталировке, которая стала важным признаком стиля. 



   В архитектуре неоклассицизма города Магнитогорска использовались разные ордерные системы, тематические барельефы (фасады проспекта Металлургов), скульптура, в некоторых сочетались реалистические изображения, орнамент, советская, государственная военная символика, национальный герб, символика серпа и молота (фасады проспекта Ленина). Кроме того, особого внимания заслуживает изучение композиционного строя неоклассицизма, поскольку даже непросвещенный взгляд обнаруживает в этой архитектуре яркие и неповторимые формы, которые создают богатую пространственную палитру и обогащают историческую и современную. Всё это, а также массовость застройки периода 30-50х годов прошлого века, популярность стиля среди населения, преобладание неоклассических построек на наиболее важных участках города, способствовало тому, что эти объекты до сих пор являются ведущим символом сталинской эпохи - это своеобразные памятники социализма. 



     Начиная с 1954 года принимается ряд постановлений и решений о смене направленности архитектуры, и после нескольких лет переходного периода в 1959 году, с запретом на строительство нетиповых зданий без специального разрешения Госстроя СССР в формировании облика города окончательно утверждается другое направление - технологизм. Архитекторов обвиняют в излишествах и украшательствах. Это направление в архитектуре, взявшее верх после Всесоюзного совещания строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций в 1954 году и Второго всесоюзного съезда архитекторов в 1955 году, не учитывало возросших запросов общества не только в индивидуальном жилье, но и в жилье качественном.

   Однако, в настоящее время имеет место возврат к историческим традициямв архитектуре. Поэтому есть необходимость изучения архитектуры периода неоклассицизма 30-50х годов ХХ века в городе Магнитогорске для создания систематизированного каталога, альбомов архитектурных деталей, которые могут успешно использоваться в практике исторического направления современного зодчества. 


Библиография:
Маклакова Т.Г. Архитектура ХХ века.- М.: Изд-во АСВ, 2001 г. - 200 с.
Федосихин В.С., Хорошанский В.В. Магнитогорск-советской социалистической архитектуры 1918-1991 гг.- Магнитогорск, 2003 г.
Хмельницкий Д. Сталин и архитекрура//www.arhi.ru 2004 г.
За широкую индустриализацию строительства по типовым проектам// Архитектура СССР, 1955. - № 2.-С.1-4.
Второй всесоюзный съезд советских архитекторов//Архитектура СССР, 1956.- № 1.- с.4-15.

Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера. Оператор использует информацию, содержащуюся в файлах cookie в течение сроков и на условиях, указанных в настоящей Политике